суббота, 28 ноября 2015 г.

Западные сказки, или Галопом по Израилю и Палестине - 2015.

Нужно исправляться и писать - всё чаще говорю я себе.
Жаль, что у меня не такая работа, где я могу себе позволить висеть в блоге и обрабатывать фото, но нужно как-то жить с этим :)
За окном сейчас самое мерзейшее из лиц природы, поэтому я решила повременить с обзором славного русского Архангельска и на время отправить вас в Израиль. И на Палестину заодно одним глазом глянуть) Воооот..
*Представленный текст является моим субъективным мнением, дополненным историями гида, знаниями, почерпнутыми в интернете и не носит оскорбительный/ненавистный характер. 
________________________________
Наш тур туда был однодневным, очень насыщенным и тяжелым, но запоминающимся) К сожалению (лично для меня), экскурсия проходила исключительно по пути паломников, но тем не менее я вдохнула воздух этих стран и потопталась по их земле, так что счастью нет предела) Фотографировала что видела, что можно было. Напоминаю, что дело было в августе-2015) Это был такой единственный день в моей жизни, когда я ужинала в Турции, завтракала в Израиле, а обедала в Палестине)
Ранним-преранним утром мы сели в самолет в Анталье, и через час полета над огромным Средиземным морем, бликующим на солнце даже с высоты 10000 км, мы сели в Тель-Авиве, втором по численности городе Израиля. Всё было очень организованно, на месте нас встретил автобус от нашего туроператора. Нашим гидом дня стала Эмма с самой что ни на есть еврейской фамилией Штейн)
К сожалению, эмоций было так много, и было это так давно, что я сама уже едва различаю, что-где на снимках. Но здесь точно есть Иерусалим, Вифлеем, кусочек Палестины и Палестинский город Иерихон, признанный древнейшем городом мира.
Первые несколько фотографий - мамины, поэтому их подписывать и комментировать не буду. И предупреждаю - фоток неприлично много, и многие кажутся однотипными, как и вся местность)








Знаменитейшая вифлеемская звезда, к ней склоняются лбом и целуют.
Ну и пытаются заодно сфотографировать)









Итак, наша ранняя экскурсия началась с Вифлеема. Думаю, даже самым неверующим название этого города знакомо.



Типичная новостройка в новом районе. Почти все дома в
городе/стране построены из этого розоватого камня.
А в этой межнациональной кафешке прошел наш завтрак, ибо последний раз все ужинали ещё вечером в Турции.
Далее мы направились дружной толпой в Храм Рождения Иисуса Христа по таким вот улицам. Повторюсь, времени на фото совершенно не было, так что все бегом и на ходу) И без фотошопа)
А вот и известнейший храм в мире. Нас не предупреждали, что он сейчас "как раз" на реконструкции. Он действует, но кругом строительные леса и беспорядок.

 Символ вифлеемской звезды.
Внутри сотни туристов со всех стран, так что было тесно и душно (в самом городе +44). Снимала то, что не заслоняли :)



По ходу можно было поставить свечку и помолиться. Вообще я была несколько обескуражена, насколько все можно. Единственное, о чем нас предупредили - закрыть колени и голову, а чем - все на ваше усмотрение. Некоторые в мини-юбках прикрывали ноги парео, а голову кепкой. Вот и все. Зато молиться можно каждому камню, в буквальном смысле. Кто-то плакал над свечой, кто-то целовал пол. Один парень (честно, не знала что есть такие в наше время), молодой и довольно гламурный - целовал икону, и на ней, извиняюсь, даже остались его слюни. Вот так вот.





Вот, даже не все в головных уборах. Но двери в грот традиционно низкие, поэтому поклониться пришлось всем.


 Ходы подземного грота. Честно - я потеряла ощущение времени и вообще местности.


Люди в прямом смысле задыхаются и истекают пОтом. Но никто не жалуется.
Как нам сказали, предположительно, этот серебряный канделябр - подарок русских.



Русских или не русских - но она действительно красива.
А это во время нынешнего ремонта при перекладке пола нашли старинные мозаичные фрагменты. Пока не закрывают.


Наконец вышли на "свежий" воздух. Но не сильно-то свежее) И это не призрак по центру снимка - это "запотел" объектив)





Георгий Победоносец.
И вот мы двинулись в путь из этого святого места.. до нашего автобуса с кондиционером. Так что лукавят те, кто говорит, что прошел здесь путь паломника. Паломники в комфорте не ездят)
 Фотоаппарат в шоке, затуманен его взор конденсатом)



 Красивые такие знаки. Господин в шляпе и одежде, не как у нас в России)


Это указательный знак нашего гида-Эммы. И хотя он такой не единственный и вообще, точно такие же я видела в России - мы ни разу не терялись, следуя за нашим цветком) В Питере для этих целей часто используют зонтик)


 Очень колоритный и буйный город. Немного есть от Турции и Египта, но не то)

 Уличные базарчики.
 Елочка на здании)
Но вот выехали мы из Вифлеема и двинулись в.. Палестину, купаться в Мертвом море. Вы не поверите, насколько в этот день все географические знания в моей голове пошатнулись. Просто раньше я наверно никогда не задумывалась, где эти страны, с кем они граничат, какими морями омываются.. да что там, я впервые увидела Мертвое ОЗЕРО. Да, это ни разу не море, а просто большое озеро! И оно быстро и бесследно испаряется с каждым годом, становясь все мельче и Уже..
Пейзажи в этой местности по-своему колоритные, но зелени не хватает. Тут же, в автобусе, мы узнали от гида зарплаты местных жителей, цены на жилье, лечение.. что здесь проблемы с пресной водой..

Боюсь вам наврать, но кажется, вот это называется Иудейские горы. Не кидайте в меня камни, если что, но говорю же - моя география поникла) Википедия нам всем в помощь..
 Молодые оливковые кустики по пути.




 Мечеть с аквапарком - меня не удивляет уже ничего.
Уже в Палестине. Граница между Израилем и Палестиной для нас заключалась в пересечении колючей проволоки под наблюдением камер и суровых людей с автоматами. Нам запретили фотографировать и снимать это. Ещё мы узнали, что израильтянам нельзя в Палестину и наоборот. Видимо, для гидов и туристов исключение, но я не изучала этот вопрос.
 Внешне всё та же местность.
 Платаны (sycamore tree), деревья для озеленения.
 Какие-то телятки гуляют)

Вот этого мы никак не ожидали! Настоящий сюрприз - мы поехали обедать.. на фуникулере в старейшие горы) Я всегда мечтала на нем прокатиться, особенно в другой стране) И вот - уииииии)))

Одно из видео с фуникулера)

Город сверху.
А вот мы и причалили на обед. 



На горе очень много магазинов и кафе, мужчины делали рисунки из цветного песка, но не было возможности сфотографировать всё это. Темп дня просто бешеный!
Пора обратно. Впереди ещё много всего)







Далее мы приехали на то самое Мертвое море-озеро, на границе с Иорданией) По привычке буду звать его морем, тем более оно стало третьим морем, увиденным мной в этом году (помимо Балтийского и Средиземного). Оно славится своей невероятной соленостью, которая не дает никому обитать в нем, зато очень целебна и в нем практически нельзя утонуть) Ещё в нем плавает лечебная грязь, та, которую продают за огромные деньги - здесь её можно намазаться с головы до пяток и "загорать")
В моих представлениях раньше это было какое-то обычное море. Но ничего оно не обычное. Нас предупредили, что на первый раз нежелательно пребывать в море дольше 7 минут, а гипертоникам и того меньше. И заходить нужно оооочень аккуратно.. Подгоняемая любопытством, я наконец вхожу.. Никакой прозрачности, как в обычных морях, вода темно-синяя и непросматриваемая - из-за этой самой грязи, наверное. Кожу нещадно дерет от солонущей воды) Под ногами застыли острые и болючие кристаллы соли, поэтому нет совершенно никакого желания побежать и плюхнуться в воду со всего разбега) И очередной сюрприз - плюхнуться нельзя) Вода выбрасывает тебя моментально. Как будто ты упал на огромную подушку. На батут, который отталкивает тебя обратно. Так мы все и лежали на воде) И не про это ли море пел Бутусов - "пойдем гулять по воде со мной"?)
На фото море похоже на лужу, потому что мы были практически в его начале. Возможно, с других сторон это море другое. Я говорю лишь о своих ощущениях)






А теперь мы принимаем душ, чтобы смыть соль, выдыхаем и.. оказываемся в Иерусалиме, сердце Израиля)


Вот впереди уже стены Старого города, за которыми кроется Храмовая гора и знаменитый Храм гроба Господня, который показывают в Рождество по всем каналам.


Стены Старого города возведены были императором Сулейманом Великолепным. Надеюсь, не вру.




В стенах течет своя жизнь. Иудеи, мусульмане, христиане - все находят здесь успокоение.





Улочки узкие, как и полагается.










Как по мне - очень колоритно. Совсем другой мир.
Кстати, на этих улочках очень много девушек в военной форме с автоматами. Не забалуешь!




А вот и он, знаменитейший храм, место паломничества тысяч людей мира.













Потолок.
















Храм поделен на 6 частей для разных христиан: католических, коптских, армянских и других..



Пожалуй, большего я рассказать не смогу: голова под конец шла кругом. Что я для себя уяснила - это самый важный храм в мире, для христиан во всяком случае.




А это называется "пуп земли" (то есть центр).
А это наше восхождение на Голгофу, место, где был распят Иисус.

У фрески специально нет лица - оно разбито горем.








Выходим из храма, уже темнеет. Мягкие сумерки.

Далее наш путь лежал по Старому городу к не менее значимой святыне - стене плача, месту поклонения иудеев.











На лавочки, увы, времени нет..






И вот онааааа, стена плача. Немного страшное зрелище. Каждый в этой толпе - со своими думами, болью, надеждами. Во всяком случае, мне так думается.
Небольшое обзорное видео:


Очереди из людей, желающих вложить в стену записочки со своими просьбами. Стена для иудеев, но христианам и мусульманам тоже не запрещается. А русским вообще все можно.













Вот и мы пошли с обзорной площадки вниз, к стене..
Оказалось, что у иудеев был в этот день какой-то важный праздник. Точнее не праздник, а как бы "юбилей" со времен каких-то ужасных событий, когда много евреев погибло. Но праздник был не скорбный, напротив - молодежь танцевала национальные танцы, пела, волонтеры раздавали постное печенье, булочки, воду, соки.. многие туристы наглели и им не отказывали, они набирали на всю семью соков и пирогов. Мы скромно взяли пару печенек) "Подкуп" удался - страна заиграла новыми гранями гостеприимства. Таким образом мы ещё и на национальном гулянье у стены плача побывали. Это был просто феерический вечер. Просто нереальный, скажу так!

Конечно, я впервые видела столько иудеев. Надеюсь, они на меня не обидятся, что я про них так рассказываю, но я совершенно без злого умысла) Почти все ультраортодоксальные евреи носят кипу - вот эту крохотную шапочку на затылке. Оказывается, чтобы она не слетала, её крепят заколочкой) Пейсы (длинные пряди на висках вокруг лица у мужчин) - тоже национальный колорит. Есть не у всех. А вообще я читала, что если мужчина крайне верующий, а пейсы у него не растут по каким-то причинам - продаются накладные локоны или шляпы с пейсами, ещё удобнее) На одежде у многих из них в районе пояса болтается множество ниточек. Как нам сказала экскурсовод - это некое заземление, чтобы помнить о своей земности. Не умею я рассказывать) В общем, все в одежде продумано.







До свидания, стена плача. Возможно, когда-нибудь я вернусь)

Постепенно движемся к дому. Точнее к автобусу до аэропорта, откуда самолет умчит нас в Турцию, которая на данный момент дом)

Ночной Иерусалим.

А вот и аэропорт имени Бен-Гуриона. Спать хочется так, что страх. На тот момент мы не спали почти двое суток) Конечно, аэропортовские сиденья сделаны таким образом, что даже не подремлешь. И как на зло, наш рейс задержали. Но наконец погрузившись в самолет, мы вырубились как.. как.. наверное, всегда с таких однодневных туров летят кучи зомбированных тел))) В Турции мы ещё 2 часа ехали до отеля, заезжая по пути во все остальные..
_______________________________
Что я могу сказать.. Это был яркий, чудесный день! Да, конечно, в тот самый момент может я и не до конца это чувствовала, одетая в белое платье с красными пальмами, со стертыми ногами и в желтой кепке, но ничуть не жалею, что все это было.
Не зря все говорят и пишут, что путешествия - одна из самых больших ценностей в жизни. Путешествуя, на самом деле - мы видим все грани мира, оборотные стороны жизни, саму жизнь совершенно других людей. Мы чувствуем, как мелки наши проблемы, пока они где-то за тысячи километров.. и как много мы ещё увидим и как много не успеем увидеть никогда.. 
Я была там почти 4 месяца назад, а сейчас в новостях часто слышно, что там неспокойно, взрывы, теракты.. это очень страшно, мир словно сошел с ума. 
Но стоя на той вечерней площади у стены плача среди мирных людей, даже просто вспоминая об этом - все кажется спокойным, невозмутимым, счастливым, дышащим легкостью..
И пусть так всё и у всех будет.

8 комментариев:

  1. С удовольствием прочитала твою запись, понравилось как описала, все рассказала))
    по чаще бы в путешествия ездить)"Мы чувствуем, как мелки наши проблемы, пока они где-то за тысячи километров" как точно сказала... тоже замечала что так оно и есть.
    Люблю смотреть на ночной город)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Катюш, старалась вроде ничего не упустить :)
      Даа, ночной Иерусалим красив, хотя это наверное относится ко все крупным ночным городам) Мой же родной городок ночью даже с фонариком не сыщешь)

      Сейчас тяжело куда-то поехать, из-за цен, санкций, отмененных рейсов, но я точно куда-нибудь собираюсь в 2016 году)

      Удалить
  2. От Стены Плача и этой толпы вокруг аж мурашки забегали. Впечатляюще.
    Очень печально, что на такой священной для миллионов людей земле не получается жить спокойно.

    Я б померла в такой жаре :D
    Хорошее у тебя выдалось лето! Полное открытий) Круто!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Когда я туда подошла, на меня тоже нахлынуло. Не знаю только, что)
      Но в сумерках скорбь ушла, все радовались, насколько это можно.

      Ты думаешь там все живые были?) Все ходили насквозь сырые :) И только в головных уборах.
      Дааааа, ездить хорошо! Ты зато вот в Париже и Амстердаме была, я пока только мечтаю)

      Удалить
  3. Сколько всего в одном посте)
    эх.жалко ты обычные будничные теперь почти не делаешь(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А нужно?)
      Я до сих пор не могу разобрать фотки с Архангельска, думала написать про наращивание волос хоть что ли пока :)
      Прогулок по Питеру, увы, нет( Но надо исправлять)

      Удалить